Технологии Blogger.

Узкоцелевые зоозащитные кампании или как освободить животных?

(Korean Dog demo, San Francisco, July 2005)

В последнее время в области защиты прав животных все больше и больше внимания уделяется вопросу кампаний с узкой целью SINGLE ISSUE CAMPAIGNS. На сколько они эффективны?
Например, кампания против использования кошек и собак в меховой индустрии, кампания против использования шимпанзе в медицинских экспериментах, кампания против содержания слонов в зоопарках, кампания против убийства кошек и собак на мясо и т.д.
Каждый из вышеперечисленных видов насилия является ярким примером проявления человеческого эгоизма и жестокости. И каждый из них может быть многими квалифицирован как крайний случай, с которого казалость бы логично начинать борьбу за освобождение всех животных. Но действительно ли случай, кажущийся одним крайним, является крайним? Приведет ли это к успеху, если мы будем рассматривать отдельные случаи как крайние. Ведь у каждого человека свои чувства, свои предпочтения. Сможем ли мы таким образом на самом деле спасти животных? И являются ли случаи, подобные упомянутым выше, достойными особого внимания? Ведь каждое животное страдает в неволе, страдает от причиненой ему боли, испытывает неописуемый ужас, когда его убивают.

В случае протеста против заключения в зоопарках какого-то отдельного вида животных, мы как бы оправдываем или негласно принимаем факт заключения других. Борясь за исключение какого-то вида животных из разряда используемых в экспериментах, мы не бросаем вызов самому факту тестирования на животных. А почему в принципе животные должны страдать за наши сложности?

Выделяя убийство кошек и собак для употребления в пищу, мы умалчиваем о том, что другие животные также как и любимые нами домашние питомцы страдают и боятся бойни.

Так, теленок, ягненок, корова неимоверно страдают, когда их влачат на смерть. Собака, свинья, кролик и другие животные трепещут от страха в лабораториях и пытаются вырваться, спастись. Тигры, дельфины, киты, снежные барсы, ... - все они страдают в неволе зоопарков.

Что же хуже: вивисекция, животноводство или зоопарки?

Борясь с каким-то отдельным видом эксплуатации и насилия над животными: вивисекцией ли, использованием ли животных для производства еды, одежды, развлечений, т. е. выделяя какой то один вид насилия, мы негласно, зачастую невольно подразумеваем за другими видами насилия менее злобную суть.

В то же самое время большинство из нас понимает, что интересы животного на жизнь, свободную от причиняемых ему страданий, попираются в случае любого вида эксплуатации. Те, кто стал веганом ради спасения животных, это прекрасно понимает.

Однако же факт, что участвующий в узкоцелевой кампании сам веган, а не спесицист, признающий права только отдельных видов животных, не помогает освобождению животных на деле. Мы все в свое время участвовали в узкоцелевых кампаниях, и до сих пор мы являемся свидетелями того, что сфера насилия над животными не сузилась, а скорее расширилась.

Поэтому задается вопрос: эффективно ли выступать против частных видов насилия или даже целых областей насилия отдельными кампаниями. Эффективно ли выступать против меха или корриды, умалчивая о том, что миллиарды животных ежегодно подвергаются насильственной смерти ради наших гастрономических привычек? Эффективно ли выступать против убийства собак на мясо в других странах (как на одном из моих снимков от прошлых лет в начале статьи), когда такие же чувствующие, жаждующие жизни и любви существа содержатся на наших фермах и забиваются на наших бойнях?

Мы объясняем себе, что мы не можем освободить сразу всех животных, мы должны делать это либо поэтапно (вроде современного велферизма, на практике внешне облагораживающего эксплуатацию и убийство) - либо используя многосторонний подход в виде узкоцелевых кампаний single issue campaigns.

Кроме того, что узкоцелевые кампании вольно или невольно оправдывают другие виды эксплуатации, они также обладают еще одним свойством: они поглощают огромное колличество времени и ресурсов у не так еще многочисленной группы активистов. Мы, жаждующие увидеть всех животных свободными, можем праздновать победу в одной узкой области: как, например, запрет экспериментирования на приматах или собаках в отдельном университете, но вдруг узнаем о другом новом виде исследования.

Так, несколько лет назад, когда я в числе других выступала возле Университета Сан Франциско за прекращение экспериментов на обезьянах, мы узнали, что Audi начал тысячами отлавать певчих птиц для изучения механизма навигации, путем рассечения их головного мозга.

Иными словами победив один вид извращения (а иной раз даже и не победив), потратив на него огромное колличество сил, мы становимся лицом к лицу с новым видом, порой еще более шокирующим.

Это как борьба с многоглавым чудовищем-злодеем: отрубив одну голову, мы видим как вместо нее возникает другая. Древняя мудрость подсказывает: надо найти, где спрятано сердце зла, как в сказке: где спрятана смерть кащея бессмертного. В случае борьбы с неумирающей, а все развивающейся сферой эксплуатации животных мы должны добраться до ее корня: принятия обществом идеи использования животных в наших целях.

Пока эта идея считается приемлемой будут возникать все новые формы насилия над нашими братьями меньшими.

Конечно может показаться странным просто выйти на улицу и начать пропагандировать веганский образ жизни. Сразу представится как тебя будут обходить с еще большим непониманием чем даже при антимеховой кампании. Но на самом деле это не так уж страшно. Интерес все равно будет, особенно если это сделать по-творчески. Но для этого можно также приспособить и узкоцелевую кампанию, которая привлечет внимание и понимание сострадательных людей, и параллельно ознакомить обративших на кампанию внимание, что все формы эксплуатации жестоки, и что в них нет необходимости.

В условиях, пока еще большая часть населения находится под влиянием общества, требующего от каждого из нас быть частью процесса эксплуатации животных, можно искать пути к сердцу людей и через узко целевые компании, главное, не говорить людям, что какой-то конкретный вид насилия хуже чем другой. Нужно обязательно давать знать, что все виды эксплуатации: как ради производства яиц, молока, мяса, шерсти, кожи,так и ради тестирования, ради развлечений - ужасны, ибо животные полностью зависят от интереса человека. И как правило вовлеченная в процесс эксплуатации жестокость тщательно скрывается от нас.

Мы (несколько активистов, жуиущих в Сан Франциско) до сих пор проводим анти меховые демо в центре города, но мы используем антимеховую агитацию для веганского образования.
Наша воскресная экспозиция наряду с материалами о производстве меха предлагает также веганскую литературу. Остановившимся у стендов с холодящими кровь фотоматериалами о производства меха мы говорим о необходимости отказа от использования любых животных продуктов, не только от меха. Ибо все животные обладают желанием жить, и страдают они все одинаково. Наряду с антимеховой листовкой мы даем листовку: "Reasons for going vegan" или "Почему нам надо переходить на веганство". Листовка рассказывает о различных аспектах животноводства: его жестокости (вне зависимости от заявлений, что продукт с семейной фермы), его вреде для окружающей среды, и его вреде для здоровья человека. Также желающие могут получить Руководство по переходу на веганство. Наша веганская экспозиция все расширяется.

Воодушевляет то, что почти никто не отказывается от веганской листовки. Те, кто берут меховую как правило с интересом берут и веганскую. Очень легко отвечать на вопросы типа: что хуже мех или кожа: оба чудовищны, и в обоих нет необходимости, ради обоих причиняются страдания, приносится ущерб окружающей среде. Напоминаем собеседникам, что то же относится и к шерсти, молоку, яйцам, мясу.

Профессор Гэри Франсион, который обращает внимание на малоэффективность узкоцелевых компаний, считает, что настоящие результаты для освобождения животных можно достигнуть только путем открытого и честного объяснения людям, что использование животных для наших целей, какие бы они не были, является жестокой практикой. Он подчеркивает, что стартовым пунктом любой агитации должен быть веганизм. На своем блоге он замечает, что узкоцелевые кампании, если таковые производятся, в основе своей должны одновременно призывать к полному исключению использования животных человеком.

Отправить комментарий

About This Blog

  © Blogger template Shush by Ourblogtemplates.com 2009

Back to TOP